Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

О логике расположения московского Кремля

Оригинал взят у videoelektronic в Взгляд на историческую историю через призму здравого смысла ( часть №1 ).
Я не буду рыться в архивах или стирать пыль с черепков и заржавевших сабель, провалявшихся в земле и случайно найденных копателями.
Я хочу поговорить о крупных исторических памятниках, по расположению которых мы даже сегодня можем сделать много интересных выводов о политике давнего исторического прошлого. И буду я делать эти выводы на основе просто здравого смысла.
Здравый смысл и ничего более!
[Spoiler (click to open)]
Итак, письменную историю можно сколь угодно часто и бесзастенчево подтасовывать, искажать. Оружие или одежды можно приписывать различным людям.
Реальным же, монументальным историческим свидетельством может быть только архитектура! Ничто не может рассказать нам лучше о том, с кем дружили и с кем враждовали наши предки, чем расположение оборонительных сооружений, которые наши предки строили.
Посмотрите на расположение той или иной крепости относительно природного ланшафта и естественных природных преград, и вы сможете достаточно точно узнать, откуда народ, построивший ту или иную фортификацию, ждал нападения, и куда строители крепости собирались в случае поражения отступать?
Наиболее внимательно надо смотреть на реки. Ведь во времена строительства крепостей именно реки были наилучшими естественными оборонительными рубежами!
Понятно, что для того, что бы увидеть все реки (многие из которых в городской застройке сегодня бывают скрыты коллекторами), лучше пользоваться старыми картами.

Хотите примеров? Они есть у меня!
Начнём разбираться, хотя бы, с Москвы, которой никто толком не знает сколько лет. ;-)




Узнаёте? Это старая карта Москвы, с обозначением района московского Кремля и текущих в Москве рек.
Видно, что московский Кремль построен на северном берегу реки Москва. Этой самой большой в округе рекой Кремль надёжно прикрыт с запада и с юга. С востока главную крепость Москвы защищает пойма реки Яуза (раньше это были болота).
Интересно то, что с севера (точнее с северо-северо-запада) никаких водных преград не было! Очевидно, что именно это направление было для тех, кто выбирал место под строительство первого Кремля в Москве, наиболее безопасным и даже главным в случае вынужденного отступления.
(для большей понятливости я обозначил красными стрелками разного размера направления наступления ожидаемых врагов, а синей стрелкой направление возможного отступления гарнизона из Кремля (примерно вдоль нынешнего Ленинградского шоссе!).

Отгадайте с двух раз, куда во время закладки московского Кремля шло "Ленинградского шоссе"? Да, оно шло в Великий Новгород! Т.е. поглядев на расположение места московской крепости, мы легко обнаруживаем главных союзников тех правителей, которые в этой крепости сидели.



Для большего укрепления в этой выводе привожу выше весь бассейн реки-Москва. Видно, что южное и западное направления возможных военных нашествий прикрыты ещё и притоками реки. Предки наши, всё же, видимо, дружили с головой.

Было бы интересно так же проанализировать другие города восточной Европы (и России в том числе), а потом выложить всё это на единую карту со стрелочками, вокруг каждого города, отображающими, откуда этот город и его Кремль ждали своих врагов и с какой стороны у них были друзья.
Согласитесь, что такой достаточно простой анализ может помочь сделать достаточно важные выводы о том, кто есть кто сегодня?
Мои комментарии:
1. Сама идея анализа логики расположения крепостей очень правильная, но как обычно дьявол скрывается в деталях.
2. Показана вовсе не "древняя карта", а чертеж М.П. Кудрявцева из книги "Древнерусское градостроительство", см например в работе професора С.В. Заграевского "К вопросу о древнерусских оборонных монастырях и храмах", там кстати четко проходит сопоставление монастыри=города, что по определению следует из ЛТЦ
3. //куда во время закладки московского Кремля шло "Ленинградского шоссе"? Да, оно шло в Великий Новгород!// Нет, с сухопутными дорогами у Великого Новгорода всегда была напряженка. Ленинградское шоссе Тверская идет ИЗ Твери это и в старинной пословице зафиксировано "город Тверь - в Москву дверь". Ну а сухопутная логика строительства Москвы именно в этом месте рассмотрена мною в статье "Древняя Москва" построена Питером в 19 веке. Какой-то городишко до этого там был разумеется, но никак не круче своего ровесника Юрьевца, находящегося на Волге в более значительном месте.


Tags: Москва, Россия, логистический анализ

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments