Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Загадки технологий кораблестроения

Поступил сложный вопрос comment by kontrabasist_so on an entry in apxiv:

«Игорь Юрьевич, просветите, пожалуйста, каким инструментом железным/бронзовым изготовляли средства морских коммуникаций - корабли, т.е. пилы - распилить бревно на доски, гвозди, скобы - что бы собрать из досок корпус и все такое, или подскажите, где в сети можно почитать на эту тему, что бы в голове уложилось примерно в какое время начали реально изготавливать корабли, основываясь на времени появления технологии выплавки металла для создания инструмента для изготовления кораблей.»

Проблема глобальная и очень темная, нигде не видел достаточно глубокой её проработки, надо лазить по различным ресурсам типа Военно-исторического форума http://www.reenactor.ru/ , специализированным сайтам, посвященным реконструкции и судомоделированию.  Тот, кто сумеет доказательно разобраться в развитии технологий деревянного судостроения, получит ключ ко многим странным загадкам истории мореходства.

По поводу применения пилы. Насколько  помню, при Екатерине-2 наместник Яков Сиверс пытался внедрить использование пилы чтобы из одного ствола получалась не одна доска, но тема не пошла. Тесать дерево топором вполне продуктивное занятие, мне рассказывали что ещё в 1930-х в Костромской и Ивановской областях предпочитали работать топором, как привычнее.

В деревянном кораблестроении много изогнутых деталей, которые изготавливали из деревьев с подходящей кривизной и специально впрок изгибали растущие деревья по нужной дуге. Обработка таких деталей только топором, пила тут не нужна. Изгибать изначально прямое дерево, если не ошибаюсь, научились в первой половине 19 века.

В истории Русской Американской компании упоминалось что на начальных этапах (то есть во  времена Екатерины-2) строили шитики без единого гвоздя и только потом начали применять медные гвозди.

Не знаю, можно ли успешно тесать дерево каменным топором, но нефритовый топор по многим параметрам может дать фору железному.

Большой вопрос что подразумевалось под «новоманерными» судами Петра-1 – переход от плоскодонных к килевым судам?

Казачьи чайки изначально были плоскодонными лодками-долбленками и только в 18 веке стали строить килевые суда Когда казаки с кораблей пересели на коней? ч.2

Совсем не стоит сбрасывать со счетов долбленые лодки, они в катамаранной связке вполне пригодны для мореходства см. Сапоги-скороходы и крылатые сандалии Одинарная плоскодонка не сможет ходить  под косым парусом из-за бокового дрейфа, а на катамаране под мачтой легко установить шверт, да и устойчивость зачетная.

Почему-то все упираются только в деревянные наборные суда, но забывают о бунтовых судах, которые вполне себе эффективны на морях, что доказывается старыми изображениями, да и Тур Хейердал даже с ошибками повторения технологий, вполне наглядно показал возможность большого каботажа, а уж малый наверняка долго был в употреблении. Есть у меня весьма загадочный артефакт из Болгарии, надо будет сфотографировать и выставить для обсуждения.

Приведу ещё один комментарий, который имеет отношение к теме технологий кораблестроенияcomment by evan_gcrm on an entry in apxiv.

«Победа над южным, средиземноморским центром сил была в доступе к америкам? Да и скорее всего внутренний конфликт + некая катастрофа ослабили юг, освободив место для севера?
Естественно на переходном этапе возвысив Францию.
Тогда корень в промышленном флоте.
Древесина, паруса - мануфактуры, конструкции кораблей!
Без средства доставки, у севера не было преимуществ.
Другими словами - технологии!!!»

Есть у меня смутные подозрения, что вопрос не в том кто кого победил, а простое перебазирование центра морской цивилизации из-за освоения технологий строительства больших деревянных наборных судов. И всё это произошло сравнительно недавно. Петр-1, начинавший  осваивать «медвежий угол» Балтики, ездил в Венецию за чертежами и технологиями «новоманерных» судов.

Очень рекомендую книгу о доисторическом мореходстве Розов А.А. "Солнце на парусах"

Что по-быстрому нашлось у меня на сайте и под рукой оказалось:

История кораблестроения ч.1

История кораблестроения ч.2

История кораблестроения ч.3
Галеры для перевозки лошадей-1, Галеры для перевозки лошадей-2, Галеры для перевозки лошадей-3, Галеры для перевозки лошадей-4

Доисторическое мореходство, Первобытное мореходство-2

Судостроение в древнем Египте, Лодка Хеопса, Крит, древние мореходы

Парусник служил 3,5-25 лет

Корабли: грузовая марка

Tags: загадки, мореходство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments