Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Волокуша, паланкин, колесо. Что лучше?

Чем человек меньше знает и умеет делать своими руками, тем с большей легкостию мысли он судит о проблемах древних. Например: "что может быть проще - изобрести колесо?" И на этом основании будет осуждать в отсталости индейцев Америки и другие народы, которые прекрасно обходились без колеса простейшими волокушами:

волокуша коннаяволокуша индейцы лакота черноногие

 Из статьи Римские дороги и загадка Москвы: "И всё-таки самое главное здесь - состояние дорог. Сравните мощёные и на врезке колейные дороги Римской империи, которые прекрасно сохранились до нашего времени

римские мощеные и колейные дороги

и распутицу, то есть объезды за пределами дороги, о которых пишет Пушкин, которые тоже прекрасно сохранились до нашего времени:

распутица

 В отличие от колеса волокуша по грязи пойдет как по маслу, зарываться не будет и в зависимости от конструкции может даже выровнять такую дорогу.

 Из статьи Смоленские дороги в войну 1812 года": в октябре 1941 года войска всё равно тонули в грязи. Пауль Карель, в своей книге "Восточный фронт", приводит такой характерный эпизод действий немецких войск:  "... командира 1-го дивизиона 229-го артиллерийского полка, серьезно беспокоили темпы продвижения его части. Дорогу, по которой следовал дивизион, развезло до невозможности, и лошади с трудом тащили орудия через это нескончаемое месиво грязи... капитан приказал своим свернуть… с тем чтобы выйти на шоссе…

смоленские дороги 1941 г грязь
Артиллеристы добрались до автомагистрали… (но) на участке от Гжатска до Можайска застряли от 2000 до 3000 единиц различной техники. Узрев столь печальную картину, артиллеристы 197-й пехотной дивизии со всей поспешностью постарались вернуться обратно -  прямо в грязь.Скорость их продвижения, равнявшая летом 45 километрам в день, теперь часто падала до полутора километров и никогда не превышала пяти километров в день. Когда наступала ночь, истощенные боями, измученные переходами, покрытые грязью и вшами, голодные и смертельно усталые, они жались к печам в жалких крестьянских избушках в маленьких деревеньках. На улице лошади объедали жухлую замерзшую солому с крыш." источник
 Если учесть огромную разницу между сложным колесным транспортом и простой волокушей, вспомнить роль сухопутных волоков между бассейнами рек и реальное состояние дорог, то будет совершенно очевидно, что роль колесного транспорта на ранних стадиях развития цивилизации чрезмерно преувеличена.
  Тогда уж придется осуждать и европейцев, которые: 1. перемещались по своим замкам в паланкинах - седанах; 2. как немец в паланкине в Того путешествовали по Африке в 19 веке; 3. как британский торговец едет на спине сиккимской женщины в 1903 году, Бенгалия Индия и никто из них почему-то не пользуется колесным транспортом:
паланкин, седан паланкин немец в Того Африка британский колонизатор едет на женщине 1903г Индия

 Тогда будем упрекать в отсталости вельмож всех прочих стран, которые при наличии колесного транспорта и в 19 веке всё равно предпочитали перемещаться в паланкинах.


читать полностью на сайте

Tags: технологии, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →