О Новгороде и Пскове любят писать значительно и где-то даже пафосно "торговый ганзейский город", "золотые пояса", "вечевой колокол", "независимая республика" и проч.
За счет чего был достигнут взлет этих городов? Все источники твердят что за счет заморской торговли им доставались драгоценные и прочие цветные металлы, оружие с порохом, сукно, немецкое пиво, мастеровые-специалисты и даже иногда хлеб при неурожае. А что гнали на экспорт "золотые пояса"?
Весьма ценные товары того времени: меха, мед и воск, добываемые из дикой природы as is. Пчеловодством тогда никто не заморачивался, зверофермами тоже.
Возникает экологическо-сырьевой вопрос: через сколько десятков/сотен лет закончатся дикие пчелы с их диким воском и диким медом, а также дикие белки и прочая дикая пушнина? Чем будут потом торговать с заморскими купцами "золотые пояса", то есть за что будут и дальше получать от них статусные ништяки?
О Новгороде и Пскове приведу выдержку из поста известного радикальными оценками историка Д. Галковского http://galkovsky.livejournal.com/92493.html:
"Что касается собственно Ганзы, то я про неё писал. Это был эфемерный союз северогерманских городов, неимоверно раздутый немецкими националистами 19 века. Значение Ганзы региональное и торговые обороты не ахти. Во времена Ганзы всё решало Средиземноморье и север до Дании. За датскими проливами начиналась быстро осваиваемая «Америка». Городская колонизация Балтии естественно совпадала с общими законами полисной экспансии. Торговый город должен был находиться на морском побережье в устье судоходной реки. Это Данциг (Висла), Штеттен (Одер), если брать западнее - Гамбург (Эльба). Мог он располагаться на морском побережье рядом с бухтой или в устье реки несудоходной. Это Ревель, Копенгаген, Рига. Наконец город мог дислоцироваться в русле судоходной реки (Варшава, Бреслау). В последнем случае обязательно должен был быть более старый город в устье.
Что мы видим в случае Пскова и Новгорода?
Псков находится на реке Великой. Река в транспортном отношении плохая, коммуникации по ней возможны только в сторону близлежащего Чудского озера. Озеро вполне судоходно, связывается с Балтийским морем через реку Нарову. Однако Нарова перегорожена порогами. С ВОДОПАДОМ. Всё. Собирайте манатки, берестяные грамоты, вешайте лапшу о «торговой республике» кому-нибудь другому.
Теперь Новгород. Находится на реке Волхове. На Волхове масса порогов, урабатываемых в течение двухсот лет (со времён Петра I). Но даже если бы Волхов был судоходен, сначала возник бы торговый город в устье Невы, а уж потом, через Ладогу, на Волхове. Всё, губан арабский – сворачивай лавочку, собирай берестяные грамоты.
Таким образом, Псков и Новгород не могли быть торговыми городами. Это пограничные перевалочные пункты со сравнительно ничтожной торговлей. Численность таких городков или местечек от 400 до 5000 человек. Допускаю, что из-за особой конфигурации российских границ в 17 веке численность могла временно подняться до 10 и даже 15 тысяч, а потом столь же быстро сократиться (возникли НАСТОЯЩИЕ торговые города). Это ФАКТ. Шарлатан может колотиться лбом о глобус, но ничего не докажет. Если за Полярным кругом есть большой город Норильск, это не демографическая причуда, а железно обусловленное следствие. В первую очередь, обусловленное географическим фактором (уникальные месторождения плюс близость коммуникаций), во-вторых, политическим: экономическое освоение территории при помощи государственной каторги. Русские торговые города стоят там, где они должны стоять. Рядом с промышленным Норильском это Дудинка, на старом русском севере - Архангельск или Вологда, в позднее время - незамерзающий Мурманск." конец цитирования
С одной стороны, соглашусь с Д. Галковским что ничего значительного там быть не могло просто исходя из размеров товароборота и производительности сельского хозяйства тех времен. С другой стороны, категорически не согласен с ним по тезису будто бы критической непроходимости водопадов и порогов. Заданный им вектор породил бурное обсуждение в комментариях полноводности рек, возможности перетащить судно и т.п.
Да что там таскать-то было? Восковые круги? Бочки с медом и пушниной? Сколько килограммов,тонн один-два раза в год? Гуано вопрос.
Пороги обычно преодолевали по большой воде (половодью) один раз в год. Пороги существовали не только на Волхове и Нарове, но также на Неве, Вышневолоцкой водной системе (Мстинские и Боровичские),на Днепре, на Роне, да где их только не было. И ничего, справлялись.
Никто же не будет стонать что ему пришлось заставить местных жителей перетащить сотни килограммов золота на несколько километров? А ведь по рентабельности меха, мед и воск в те времена вполне соответствуют этому сравнению.
Возвращаясь к концовке поста Д. Галковского, задаем риторические вопросы: "Что будет с Норильском, если там будут исчерпаны все полезные запасы?", "Что будет с портом Дудинка, если он больше не нужен для снабжения Норильска?"
Аналогичные вопросы относятся также к Новгороду и Пскову. Классическое размещение значимых городов в устье рек - это вторичный признак. Главное - сырьевой/ресурсный, надо ответить на простой вопрос: "Что полезное для другого потребителя и в какое время сплавляли по этим рекам/они были интересны по другим причинам?"
Напоминаю, что с основания Новгорода и Пскова, то есть с 9 века до 19-го прошла тысяча лет :)) Судя по сообщениям историков эту тысячу лет города жили в пульсирующем режиме "то потухнет,то погаснет". Какие версии?
См. также:
Те же Псков, Новгород и Петербург, но вид сбоку
Моделирование связей Новгород-Псков-Москва
Некоторые иностранцы о Новгороде 16-18 веков
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →