Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Американские учОные открыли... правила плагиата

В тырнете появилось множество сообщений типа "Секрет передвижения статуй с острова Пасхи разгадан американскими учеными". Да-да, уже 20 лет прошло с момента открытия этого секрета чешским инженером Павлом Павлом, экспериментов с участием Тура Хейердала, а омериканским учОным все неймется. Сразу вспоминается история с плагиатором Малевичем, который срисовал черный и все остальные квадраты у Альфонса Алле и тоже ровно через 20 лет. Однако, тенденция... Или правило?
Сначала о том, как пиарится сие "открытие учОных":


     Американским ученым, возможно, удалось раскрыть тайну гигантских статуй с острова Паски, разгадав, каким образом создатели могли передвигать их на большие расстрояния, сообщает National Geographic.
    Ранее ученые предполагали, что статуи перевозились на деревянных полозьях, поставленных на бревна: люди тянули за канаты, закрепленные за корпус истукана, бревна перекатывались и "сани" ехали. Однако теперь команда американских исследователей под руководством профессоров антропологии и археологии Терри Ханта из Гавайского университета и Карла Липо из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич сумели выработать новую теорию и даже конкретным образом продемонстрировать, как без каких-либо особых приспособлений транспортировались гигантские каменные изваяния.
   Согласно новой теории, огромные монолитные истуканы перемещали на 18 километров от карьера, где они были вырезаны, на священные места на острове, где они размещались группами по семь или восемь идолов, без помощи телег, подъемных кранов и даже крупных животных. 
     Ученые отметили, что утверждения потомков полинезийского племени, примерно в 800 году нашей эры приплывшего на остров, о том что каменные статуи сами "пришли" на свои нынешние места, не так уж и невероятны. По их последним предположениям, благодаря массивному животу статуй, их смещенному центру тяжести и округлому основанию статуи могли "передвигаться" в вертикальном положении с помощью раскачивания их из стороны в сторону, так называемой техники "rock 'n' roll".
    В ноябре прошлого года National Geographic's Expeditions Council профинансировал эксперимент, в ходе которого перед телекамерами группа из 18 человек перевозила одну статую ("моаи") весом 5 тонн и высотой 3 метра. Моаи перемещалась при помощи веревок и все время сохраняла вертикальное положение. При этом возникало впечатление, что огромная фигура танцует и передвигается с помощью лишь немногих людей.
     Теперь к этому добавляем 43-секундный клип с Ютуба и эффект достоверности "открытия" забит в мозги обывателей:
Researchers Terry Hunt and Carl Lipo test a new theory that suggests how ancient Easter Islanders may have used ropes to "walk" the moai to their platforms.
     Ай, маладца! Сделали морду кирпичом и сделали вид что не заметили (иль может правда ничего не читают?), что чешский инженер, экспериментальный археолог, исследователь острова Пасхи, Павел Павел получил известность именно после того, как открыл именно этот способ, которым туземцы острова Пасхи перемещали свои мегалитические статуи «моаи» и ещё в 1982 году провёл именно такой натурный эксперимент в южной Чехии.
     Особо надо отметить, что Павел Павел двигал не хилый английский 5-тонный муляж, а 12-тонный, что согласитесь намного сложнее, плюс к тому на самом острове Пасхи передвигали настоящую 10-тонную статую силами всего 17 туземцев под наблюдением самого Тура Хейердала.
     Изначально, по предположению Павла Павла (1982 год!), статуи передвигали стоя, раскачивая и кантуя "с ноги на ногу". Так можно было, используя минимальное число людей, перемещать очень громоздкие предметы (представьте, что вы в одиночку передвигаете высокий холодильник, чтобы он "будто шагал").
     
      У себя дома, в южно-чешском городке Страконице Павел Павел изготовил 12-тонный макет статуи и успешно провел первый эксперимент по ее передвижению. После этого его пригласил в свою экспедицию на остров Пасхи Тур Хейердал.
     В 1986 году, вместе со всемирно известным норвежским исследователем Туром Хейердалом, Павел-Павел повторил свой эксперимент, подтверждавший его гипотезу, уже на самом острове Пасхи, уже с натуральным изваянием, высотой в 6,5 метров и весом в 10 тонн. Статуя «зашагала» силами 17 туземцев (подробности в статье Павла Павла, опубликованной в журнале "Вокруг света" в 1990 г.).
     После смерти Тура Хейердала Павел Павел организовал несколько экспедиций на остров Пасхи, продолжая труд Хейердала по исследованию местной мегалитической культуры острова. Он также использовал свои навыки для моделирования аналогичных проблем — в частности, пришёл к выводу, что для транспортировки 800-тонных камней в Баальбеке, даже с использованием примитивной технологии, требовался труд всего 160 человек.
Для справки тем кто в танке:
     Моаи — каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы высотой до 20 метров. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова, но каким образом многотонные статуи почти 20 километров доставлялись к побережью, достоверно неизвестно. По легендам они "шли сами". Местные жители до сих пор верят, что статуи доходили до своих мест самостоятельно. Подробности можно прочитать в книге Тура Хейердала «Аку-аку. Тайна острова Пасхи».



Tags: миф, плагиат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О лунной афере

    Что-то photo_vlad в этом году вообще не пишет. Так что хлеб евонный не отбираю, а токмо информации для. Хорошо известный всем кому надо, Леонид…

  • Что делать, если бесплатный проезд заблокирован?

    Надеюсь, что этот треш касается только пенсионеров-москвичей. Почему-то везде вижу что будто бы с 65 лет заблокировали, но мне 60 и я тоже попал под…

  • Неравный счет

    Навеяно постом Проблема счета о сравнении длины железных дорог в Росии и США, который заканчивается фразой: " Вообще было бы полезно всё в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments