Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Ишшо один популяризатор истории космоса ;)

 Сначала сам пост Лозги о полете Титова , а потом мои комментарии к нему.
Оригинал взят у lozga в Забытый полет «Орла»


В космонавтике есть неприятные вещи. Наверное, самая неприятная из них - очень неравномерное распределение известности и почестей за выполняемую работу. Первого человека, полетевшего в космос, случайно опрошенные люди назовут сразу, но они уже не смогут назвать третьего, или даже второго. Экипаж "Аполлона-11" помнят многие, но на порядки меньшее число людей способны назвать тех, кто летал на "Аполлонах" -10 или -12. А их работа была сравнимой по сложности и пользе. 6 августа исполнилось 55 лет со дня полета Германа Титова на "Востоке-2". Это был очень интересный полет - самый молодой космонавт, рекордная длительность в сутки, первая съемка с орбиты, первые сон, туалет и тошнота на орбите. Но об этом гораздо меньше известно.

Космонавт



Четырехлетний Герман Титов

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края. Отец, учитель русского языка и литературы, сильно любил Пушкина, и назвал сына в честь Германа из "Пиковой дамы". В 1953 году Герман был призван в армию, закончил школу летчиков (1955), училище летчиков (1957) и затем служил летчиком-истребителем в Ленинградском военном округе. В 1958 году женился. В 1960 году прошел отбор в первый отряд космонавтов.


Кандидат в космонавты

12 апреля 1961 года был дублером Гагарина



На момент старта "Востока-2" Герману было 25 лет и 11 месяцев. До сегодняшнего дня (и, как я подозреваю, еще на очень много лет) Титов держит рекорд самого молодого космонавта.

В качестве позывного Титов выбрал "Орёл". Это заложило свою традицию - если Гагарин был "Кедром", то космонавты "Востоков" после Титова брали себе птичьи позывные.

Корабль


За прошедшее с полета Гагарина время на корабле "Восток" провели множество доработок. Прежде всего, исправляли то, что не успели сделать хорошо к полету Гагарина, и что могло вызвать проблемы при длительном полете. Например, в дневниках генерала Каманина упоминаются проблемы с осушителем воздуха, который мог выйти из строя на четвертый день полета. После исправления систем "Восток" гарантированно мог находиться на орбите как минимум неделю. Кроме того, корабль улучшали - за низкое качество телевизионного сигнала инженерам было стыдно, но к полету Титова ТВ-аппаратуру "Востока" серьезно проапгрейдили. Улучшили связь, она стала надежней и удобней для пользования. Телеметрию "Трал" дополнили аппаратурой "Сигнал", которая транслировала важнейшие показатели жизнедеятельности космонавта и служила для пеленгации.

План полета


Главным предметом споров в плане полета Титова была его продолжительность. Врачи и "главный по космонавтам" генерал Каманин выступали за полет длительностью 3 витка - один виток Гагарина все еще не мог гарантировать отсутствия каких-то неприятных космических факторов. Инженеры же с Королевым были за суточный полет. Прежде всего, "Восток" Титова 3КА №4 был единственным оставшимся кораблем, а новые еще не были построены. Во-вторых, в штатном режиме полетом и посадкой заведовала автоматика, недомогание космонавта не могло ей помешать. Ну и в-третьих, посадка на 2-7 витках имела инженерные сложности - солнечный датчик для этих витков давал большую ошибку. С конца апреля Каманин отправился в путешествие по странам мира с Гагариным, поэтому не мог участвовать в споре, и в итоге победили инженеры - Титов должен был лететь на одни сутки. Не стоит думать, что он бы скучал и бездельничал в таком полете. Разработчик каждой системы корабля хотел, чтобы космонавт проверил его детище в полете. Герману дали кинокамеру "Конвас" для съемки видов через иллюминаторы.


Та самая камера

Кроме этого ему предстояло есть, пить, спать, делать физзарядку и ходить по малой нужде, и все, кроме еды и питья - впервые!

Полет




За три дня до полета Титова на Байконуре взорвалась при испытательном пуске ракета Р-9, и нервы Германа наверняка дополнительно проверялись на прочность зрелищем развороченного взрывом стартового комплекса.

Но все прошло благополучно. В 9 часов утра Москвы корабль "Восток-2" с космонавтом Германом Титовым успешно стартовал и вышел на расчетную орбиту. Уже спустя час Титов включил ручную ориентацию и впервые в истории стал поворачивать корабль на орбите. "Восток" не умел менять орбиту, а мог только поворачиваться в пространстве. И по отзывам Титова ручное управление было сделано хорошо, управлять было удобно.


Прибор "Взор" для построения ручной посадочной ориентации

На третьем витке космонавт пообедал супом-пюре, мясным и печеночным паштетом, хлебом, и запил это черносмородиновым соком. Пролетая над территорией СССР Титов держал УКВ-связь, а вне зоны радиовидимости выходил на связь в КВ-диапазоне дважды в час.

Спустя шесть часов полета (это примерно 4 виток) космонавт доложил: "Чувство невесомости переношу отлично". Но он лукавил - Германа мутило. Сейчас мы знаем, что это испытывает примерно половина отобранных и подготовленных космонавтов. Титов даже сумел найти правильный алгоритм борьбы с тошнотой - спокойные, собранные движения и минимум движений головой. Совсем не шевелиться было нельзя - задачи по фотографированию и киносъемке Земли требовали движений.


Одна из фотографий с автографом Титова

На шестом витке Герман сходил по малой нужде в космический туалет и выполнял физические упражнения.

На седьмом витке Титов снова включил ручную ориентацию и управлял положением корабля. После седьмого витка корабль уходил на так называемые "глухие витки" и до двух часов ночи Герману разрешили поспать. На "глухих витках" связь с кораблем - вопрос везения, поэтому на Земле сильно заволновались, когда в два часа ночи Титов не ответил на вызовы - если что-то случилось, Земля могла этого не узнать. Но Герман банально проспал. Вот что он сам пишет об этой истории:






На корабле не было будильника, и «дежурная смена» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа
ночи, сработала несколько раньше. Проснулся за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком-нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться… Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе»







На семнадцатом витке, как это и планировалось, включилась автоматическая система посадки. Торможение прошло штатно, единственная техническая проблема возникла с разделением отсеков. Из-за неправильной последовательности срабатывания пироножей кабель-мачта не отделилась, и агрегатный отсек повис на ней.



Но для "Востока" это не было опасной аварией - кабель-мачта отгорела, и спускаемый аппарат нормально затормозил в плотных слоях атмосферы. На высоте 7 км Титова катапультировала автоматика, и тут ему снова "повезло" - он приземлился совсем недалеко от железнодорожной насыпи, по которой шел поезд. Когда анализировали это происшествие, кто-то даже предложил впредь согласовывать пуски космонавтов с министерством путей сообщения. Но было принято более простое решение. Из района Поволжья (Самарская, Саратовская области) место посадки перенести в степи Казахской ССР.


Титов вскоре после посадки

Полет продолжался 25 часов с минутами, Герман совершил 17 витков вокруг Земли и пролетел 703 000 км.

После полета


Сейчас уже немного забавно смотрится официальный отчет:





Из-за нерациональной секретности скрывается факт, что отдельная посадка на парашюте является штатной для "Востоков". Также вы ничего не найдете тут о тошноте Титова. Но ему хватило смелости и честности рассказать об этом на закрытом послеполетном заседании, чтобы этот опыт не пропал зря. В целом полет стал огромным успехом - было наглядно доказано, что в космосе можно находиться часами и успешно работать.

Кадры, снятые Титовым, а также заметное улучшение качества ТВ-сигнала можно посмотреть в фильмах о Титове.





Полет "Востока-2" стал единственным в карьере Титова. В отряде космонавтов Герман возглавил 4 отдел Центра подготовки космонавтов, готовивший пилотов на аэрокосмическую систему "Спираль". Она так и не полетела в космос, поэтому еще один шанс на полет Титову, увы, не выпал.

Конец цитирования.

В комментариях сначала выступил забаненный у меня за хамство и флуд некто:

Это у Вас все фотомонтаж и выдумки! В космос не летают! Нету такой техники. Не верите - почитайте ГРЕКА -http://apxiv.livejournal.com/ - там все написано.
И Вам не стыдно вранье публиковать?
Спасибо, отличный фрик, на досуге почитаю.

Далее ветвь дискуссии специально копирую дабы не затерялась, буду дополнять по мере поступления комментариев:

Пара уточнений

//Кроме этого ему предстояло ... ходить по малой нужде... - впервые!//
Первым воспользовался АСУ Гагарин, это следует из воспоминаний офицеров НИП№6 на Камчатке, которым находившийся там Леонов разъяснил что это не "автоматизированная система управления", а по большой нужде - Быковский (курьезная история про "космический стук".
В докладе Титова "На небольшой высоте я с креслом отделился от корабля..." очень странно, они катапультировались на высоте 7 км

Re: Пара уточнений

У Гагарина вряд ли хватило бы времени и не факт, что успело возникнуть желание. Так что это сомнительно.
Ну я ж в посте сказал, что доклад сейчас забавно читать.

не фантазируйте

Воспоминания В.С. Феоктистова (НИП-6 Елизово, Камчатка): "И точно по целеуказаниям мы услышали: «Заря! Заря, я Кедр, прием!». Леонов А.А. сразу же ответил: – «Кедр, я Заря, слышу Вас хорошо!». И мы с борта космического корабля услышали: - «Привет Блондину!». А далее с борта космического корабля последовал доклад о работе бортовых систем и устройств. Это был набор цифр по переговорной таблице, в том числе был доклад об испытаниях «АСУ» (на техническом языке - автоматизированная система управления). Сеанс связи продолжался шесть минут. В конце сеанса последовали пожелания счастливого полета и зона связи станции «Заря» закончилась. Некоторые технические средства Камчатского пункта еще продолжали работать. А занято (не считая обеспечивающих служб) в этой работе было не менее пяти радиотехнических средств пункта: станция «Кама» измеряла параметры орбиты, станция «Трал-П» принимала телеметрию систем корабля и медицинские показания, станция КВ-радиосвязи «Сигнал-3» принимала телеметрию по КВ-каналу, Узел связи пункта поддерживал постоянную телеграфную и телефонную связь с центром управления полетом, где находился главный конструктор - Сергей Павлович Королев.

От Леонова А.А. мы узнали, что в космосе Юрий Гагарин. А на мой вопрос о «системе АСУ» Леонов А.А. многозначительно улыбнулся и ответил, что Юра испытал зашифрованную на их языке одну из систем жизнеобеспечения и подтвердил свое хорошее самочувствие." http://kik-sssr.ru/06.4_Elizovo_Veterany.htm

На всякий случай поясняю что в космическом корабле АСУ - ассенизационно-санитарное устройство, то есть туалет по-земному :)

Re: не фантазируйте

Источник КИК СССР хороший, но без других источников это сомнительно. ОФициальной информации нет, а офицеры в мемуарах могли и спутать.

Мы рассматриваем точечный вопрос использования Гагариным АСУ. Какие основания не верить показаниям Феоктистова? Во время знакового события он неправильно понял аббревиатуру АСУ, Леонов хмыкнул и поправил. Именно это и убеждает в достоверности. Покажите этот момент любому кто имеет навык оценки показаний свидетелей и послушайте профессионалов.

В свою очередь хочу спросить вас:
1. На каком основании вы пишете будто Титов первым должен был испробовать АСУ в космосе?
2. Откуда информация о закрытом заседании: //Также вы ничего не найдете тут о тошноте Титова. Но ему хватило смелости и честности рассказать об этом на закрытом послеполетном заседании, чтобы этот опыт не пропал зря.//

У вас официальная информация? Дайте ссылки на первоисточники.
Tags: Королевские орлы, СССР, космос
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

  • О лунной афере

    Что-то photo_vlad в этом году вообще не пишет. Так что хлеб евонный не отбираю, а токмо информации для. Хорошо известный всем кому надо, Леонид…

  • (без темы)

  • Джемини

    У меня есть предложение отойти от классического варианта, когда сначала пишется большая портянка, а потом читатели быстро пробегают глазами в поиске…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments