Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Жрецы и философы

mr_perser поставил вопрос:
"Известно, что во всех древних обществах главными хранителями и носителями мудрости являлись жрецы.
Но вот, "ни с того, ни с сего", в эллинских обществах появляется новая категория людей - философы. Это не жрецы, не безбожники, но ихний авторитет относительно трактовки картины мира на небывалой высоте.
Вопрос: что такое могло произойти в эллинских обществах, что появились философы. Какая-такая общественно-религиозная революция, не упразднившая жрецов, но передавшая ихний авторитет другим?
Ведь в именно философы ездят в Египты учиться у тамошних жрецов. А в Египте философов нет. А свои жрецы сидят дома и философы учатся не у них. В чём тут дело?"
Практическая, хозяйственная,  экономическая сторона деятельности религиозных объединений, особенно древних, в большинстве случаев остается за кадром. Для того чтобы проще было войти в тему, сделаем подстановку терминов в вопросе, заменим  "эллинские" на "средневековые", "жрецы" на "купцы", "философы" на "экономисты", а для связи с современностью заменим Египты на Давосы.  Получим такую формулировку:
"Известно, что во всех средневековых обществах главными хранителями и носителями экономической мудрости являлись купцы.
Но вот, "ни с того, ни с сего", в средневековых обществах появляется новая категория людей - экономисты. Это не купцы, не аристократы, но ихний авторитет относительно трактовки картины торговли на небывалой высоте.
Вопрос: что такое могло произойти в средневековых обществах, что появились экономисты. Какая-такая общественно-экономическая революция, не упразднившая купцов, но передавшая ихний авторитет другим?
Ведь в именно экономисты ездят в Давосы учиться у тамошних купцов. А в Давосе экономистов нет. А свои купцы сидят дома и экономисты учатся не у них. В чём тут дело?"
В таком виде вопрос стал понятнее?
Т.е. в самом общем виде ответ такой: эллинские жрецы как хозяева безнеса поощряли или сами создавали научно-исследовательские коллективы – философов и философские школы. Обучение их, обмен опытом и проч. удобно проводить в транспортном узле с развитой инфраструктурой, коим тогда была Александрия.
Авторитет философов нисколечки не умаляет самх жрецов. Например, марксизм и кейнсианство стали всемирно известными нарицательными, но Ротшильды, Варбурги и иже с ними от этого ниикак не пострадали и страдать не будут.
Вместо мистики надо искать практическую, рациональную основу и все будет понятно: is fecit, qui prodest.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments