Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Насколько нужны были крестьянам городские товары?

Вопрос совершенно тупой и не имеет ответа, если не уточнять когда и где. Уточним: в Российской империи 19 века.

Помогло для ответа? По-моему, не очень. Товары для крестьян в разное время имели разную потребительскую ценность условно от жизненно необходимых типа топора или чугунка (посуды для приготовления еды), лошади/коровы до "элитарного" статусного потребления типа сапог, косоворотки, гармошки, самовара и проч. Так что придется отвечать по конкретным товарам в конкретное время, ведь они постепенно переходили из разряда элитарных в общераспространенные.

Итак, теперь в первом приближении можно сформулировать вопрос: "Какие городские товары для крестьян Российской империи были необходимыми и доступными в первой половине 19 века, во второй половине 19 века?" (аналогичный вопрос актуален и для других стран)

Гуглояндексом не только можно, но и нужно пользоваться.

Желающие поширше и поглубжее изучить проблему задумаются над многими вопросами: в чем, как и какую еду готовили крестьянки до появления чугунков, пили ли крестьяне чай до покупки самовара, который на рубеже 20 века стоил как корова, а массовая доступность "тульского самовара" стала возможной только при И.В. Сталине и т.п.

Путь вопросов продуктивнее пути готовых ответов ;)

Tags: Россия, деревня
Subscribe

Posts from This Journal “деревня” Tag

  • "Каки" городского человека

    Современный цивилизованный человек, Homo urbanus - это примат, обитающий в искусственных высотных пещерогнёздах, у которого доля времени,…

  • Вопросы по крестьянскому чугунку

    В продолжение темы Насколько нужны были крестьянам городские товары? Тут пишутЪ: "Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из…

  • Город и деревня в РИ 19 в.

    В продолжение поста Насколько нужны были крестьянам городские товары? (напомню что речь шла о Российской империи 19 века) выношу оттуда ветку…

  • Биороботы цивилизации

    Мало кто задумывается насколько много сейчас нас обслуживает автоматических механизмов, которые как кем-то посчитано, эквивалентны примерно 50…

  • Раскулачивание в США

    Полезно почитать комментарии к посту-первоисточнику и призадуматься о проблемах земельного вопроса в начале 20 века, намек на который дан в посте…

  • Вот тебе, бабушка, и Ленинов день!

    Такое чувство, когда только расплатился по ипотеке за квартиру, а ее вдруг конфисковали в пользу государства, но милостиво разрешили пожить до…

  • 1895 г. Руководство... по взысканию с крестьян...

    Узелок на память Оригинал взят у d_clarence в Самоуправство и беспредел в крестьянской общине как следствие законодательства РИ.…

  • Зачем напрягались крестьяне в 19 веке?

    Заметку Базовая проблема истории: "город" vs "деревня" кто-то назвал наивной, но по реакции вижу что следует добавить…

  • Базовая проблема истории: "город" vs "деревня"

    кратко изложена в Основах логистической теории цивилизации гл. 2 с. 19-37. Исходное положение: - деревня не получает от города ничего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
а вы не могли бы разъяснить, зачем вам нужно подобное исследование?
мне уже не нужно, это наводящий вопрос тем кто хочет разобраться в истории

vladimirow

11 months ago

apxiv

11 months ago

vladimirow

11 months ago

володя вв

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

ljarul

11 months ago

o_iv

11 months ago

o_iv

11 months ago

o_iv

11 months ago

o_iv

11 months ago

silent_flex

11 months ago

ljarul

11 months ago

apxiv

11 months ago

Если топор уже есть, то можно кривую глиняную миску слепить и обжечь
Да. можно, но кривая глинянная миска это не совсем тоже самое, что чугунный котелок.

Опять же, не всякую глину можно для миски использовать, подходящая глина далеко не везде есть, да и сделать миску и правильно её обжечь ещё уметь нужно. В обычной печи или костре вы миску не обожжёте как положено.

tishetsky

11 months ago

mylnikovdm

11 months ago

Типа такого - великолепно всё от цвета картинок, до вполне современного и легко читаемого английского языка, особенно в сравнение с Московским изданием через 30 лет и читаемостью русского языка.
http://humus.livejournal.com/4847495.html
http://humus.livejournal.com/4638305.html
Ну и до кучи - http://humus.livejournal.com/3043012.html
По первой ссылке особенно порадовала картинка "народные гуляния" - Зимний дворец с выбитыми окнами и засыпанный с перепадом высот "засыпки" на несколько метров...
До появления чугунков была керамика. Так что, готовили ровно так же.
У моей бабули самовар дореволюционный. Семья была обычная, не из "кулаков". Сдается мне, что не такая уж и роскошь до Сталина был самовар.

shapovalov_v_e

January 31 2017, 11:14:03 UTC 11 months ago Edited:  January 31 2017, 11:44:36 UTC

Чай не пили. Пили квасы, которые сильно отличаются от современных и готовились брожением и перекисанием в бочонках. Готовили все в основном запеканием. Если в наличии был хороший горшок, происходил левелап до приготовления щей. Борща не знали, или как праздничное блюдо шел, ибо в одной печи его делать очень муторно. Вообще у меня серьезное подозрение, что без зерна вполне могли обходиться и зерноводство - грубо навязано. Может быть, кроме гречихи.

Насчет ножей, серпов, кос, кирк и топоров - хрен его знает... Из сырого железа они наверняка те еще инструменты. В принципе, повалить дерево, снять ветки и распустить на доски можно и без топора. Но что-то подсказывает, что вот ради этих инструментов стоило поднапрячься и заработать.
http://www.infox.ru/science/past/2008/11/20/keramika.phtml
Вкратце, посуду можно сделать из обмазанной глиной/ илом корзины. Обжигать на костре.

Думаю есть заменители топора, ножа и других вещей, но тут возникает встречный вопрос:
Насколько необходим россиянам 21-века телевизор, смартфон, компьютер, стиральная машина, пылесос, автомобиль ....
Нужно ли ходить в рестораны, паренмахерские и тренажерные залы?



shapovalov_v_e

11 months ago

Alexei Zubarev

11 months ago

vladimirow

11 months ago

shapovalov_v_e

11 months ago

vladimirow

11 months ago

silent_flex

11 months ago

shapovalov_v_e

11 months ago

silent_flex

11 months ago

shapovalov_v_e

11 months ago

Пан Запьянцовскый

January 31 2017, 18:14:54 UTC 11 months ago Edited:  January 31 2017, 18:20:44 UTC

пили ли крестьяне чай до покупки самовара, который на рубеже 20 века стоил как корова, а массовая доступность "тульского самовара" стала возможной только при И.В. Сталине и т.п.

А хисторики утвеждают обратное, самоваров было немерянно




А то и по два на избу. Один для черного, другой для зеленого или каркадэ :)

А гравюры показывают, что самовар продали, а деньги пропили


В копилочку:

Как жилось крестьянам в царской России
http://scisne.net/a-197

и исчо пара источников
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15201

http://www.charmingrussia.ru/2015/10/blog-post.html
http://scisne.net/a-197 по ссылке лютый, постоянный. непрекращающийся голод.
http://www.charmingrussia.ru/2015/10/blog-post.html - благодать, сытость и прочее процветание.
И вот как жили крестьяне?
Сыто или голодали?

ddizel14

11 months ago

Alexei Zubarev

11 months ago

ddizel14

11 months ago

vrgeo

11 months ago

tishetsky

11 months ago

Соль. Основной консервант. Мясо, рыба, грибы, огурцы - на зиму засаливать.
Если с мясом можно выкрутиться, забивая в сезон и замораживая (с рыбой так же), то грибы, огурцы, капуста - требуют соли.

Вместе с тем, город не производит соль. Допустимо считать соль городским товаром?
овощи и фрукты без соли и сахара можно консервировать, погуглите

ddizel14

11 months ago

vladimirow

11 months ago

ddizel14

11 months ago

ddizel14

11 months ago

apxiv

11 months ago

ddizel14

11 months ago

bgrusnak

11 months ago

ddizel14

11 months ago

apxiv

11 months ago

ddizel14

11 months ago

apxiv

11 months ago

kuznets_alex

11 months ago

bgrusnak

11 months ago

kuznets_alex

11 months ago

o_iv

11 months ago

ddizel14

11 months ago

4elovekizgoroda

11 months ago

ddizel14

11 months ago

4elovekizgoroda

11 months ago

ddizel14

11 months ago

shapovalov_v_e

11 months ago

ЖИЛИЩА И БЫТ КРЕСТЬЯН
В конце 19 - начале 20 века
Выдержки из книги И.М.Жудина
На земле Орловской. Орел 1991

Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом жизни.


Святой угол, божница, широкая скамья: здесь усаживали гостей, укладывали и покойника, воздавая ему тем самым последние почести.

А в обычные дни, во время трапезы, место на конике (в красном углу) занимал хозяин дома. От святого угла вдоль всей боковой стены, в которой были прорублены окна, стояла скамья, называемая лавкой. От неё в сторону печки отходила короткая, но широкая скамья, называемая "залавком" или судной лавкой. На нём готовилась пища, стояли вёдра с водой, кое-какая посуда. Более мелкая посуда и некоторые продукты хранились на печных или настенных шкафчиках. Но это было только в богатых семьях.

Печки использовались для сушки зерна, одежды, обуви, пеньки, конной сбруи; она служила и местом отдыха для всей семьи, особенно в холодное время года. Сбоку, к печке пристраивался небольшой закуток, который назывался "приступком" или "телятником". В нём обычно содержался телёнок, а наверху "телятника" кто-либо спал. Это место для отдыха было самым лучшим. От приступка до самого потолка делались нары (палаты), где спали взрослые дети, хранились различные вещи.

К одной из потолочных балок прикреплялась "люлька". Люльки делались из досок, липовой коры или плелись из лоз.

Бань в деревнях не было. Купались только летом в прудах или речках, да и то в белье. Боялись при посторонних обнажать своё тело. В повседневной жизни взрослые люди ограничивались мытьём головы (по субботам, когда меняли бельё).

Одеждой у мужчин были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи. Женские рубахи шились до пят. Чтобы рубахи не мешали работе, их подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск (пазуху)- для женщин своеобразный карман. Праздничные рубахи из льняного холста украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и воротники, а у женских, главным образом, рукава, от плеча до локтевого сгиба (полик). В подмышечную часть рукава обычно вшивались лоскутки красного ситца. Лоскутки выполняли роль оберегов. По поверью красный цвет по краям предохранял тело от проникновения к нему нечистой силы. В повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать особый вид юбки, называемой "панёвой". Одевали они и разновиднрсть передника, с рукавами, называемыми "завеской". Нижнюю часть "завески" всегда украшали вышивками или цветными лентами.

Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик (повойник).

По качеству и красоте одежды судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.

Из обуви были повседневные и писаные лапти, онучи, оборки. Плели лапти и из ржаной соломы. Главная одежда зимой и осенью - свита. Зимой роль поддевки выполнял зипун из грубого сукна, расклешенный книзу. Он имел понизу геометрические рисунки и две ременные застежки.

Расшитыми рушниками украшали избы.

Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.

Стол после ужина не убирали - оставляли домовому.



© С.В.Кочевых, 2007
Архивные сведения по населенным пунктам Домаховской волости
(Домаха, Б.-Кричино, М.-Кричино, Кавелино,
Любощь, Воронино, Упорой)
Выдержки из книги И.М.Жудина
На земле Орловской. Орел 1991

Село ДОМАХА

Село Домаха основано в начале 16 века. Получило своё название от жившей при основании села Домны, за её силу называвшуюся Домахой. Вначале жили 12 человек, одна семья. Стоит на большой дороге Дмитровск -Комаричи, от Дмитровска 12 вёрст.

По переписи священнослужителей Севского уезда в 1711 г. в селе была церковь Николая Чудотворца. При церкви поп Александр Семёнов 60 лет, попадья Анна Андреевна 50 лет, поп Агафон Иванов 33 лет, дьячок Василий Семёнов 70 лет (отец попа А. Семёнова), попадья Дарья Ивановна 35 лет, дьячки Сысой Семёнов 73 лет, Игнатий Парфёнов 39 лет, Иван Севастьянов 30 лет. В 1846 г. построена каменная церковь.

До 1711 г. село было дворцовое, затем подарено Дм. Кантемиру. В 1763 г. за Кантемиром числилось 252 души мужского пола (д. м. п.), за Трубецким - 98 д. м. п. Земля плодородная, чернозёмная, но несмотря на это часть крестьян уходила на заработки на юг, на каменные работы. Уроженец с. Домахи Коншин Трофим Федорович, за революционную пропаганду в артели каменщиков в г. Одессе, был отправлен в ссылку на 5 лет.

В 1797 г. за Безбородько (канцлер при Екатерине 2 и владелец усадьбы Кантемира) числилось 382 д. м. п. в селе Домаха, а за Трубецким - 128 душ.

В 1711 г. в Домахе имелось: поповых 1 двор, дьячковых 1 двор; записано в солдаты 4 человека; жительских дворов 40, а в них людей старых и увечных 61, возрастных 61, малолетних 40, умре 16, кормящихся по миру 4 человека, бежали безвестно 3 человека, сошли в Глодневский стан 7 человек, записаны в солдаты 29 человек, один двор бобыльский.

С 1850 г. Кушелев-Безбородько стал владельцем с. Домаха. В 1866 г. в селе насчитывалось 133 хозяйства, 605 мужчин и 598 женщин, мельница, 21 маслобойка.

В 1900 г. открыто 2-х классное министерское училище. На его открытие крестьяне собрали 2000 рублей. Министерство народного просвещения отпустило 1000 рублей.

В 1904 г. в селе насчитывалось 213 семей, 831 мужчина и 817 женщин, работников из них 378 и 390 соответственно; грамотных - 236 мужчин и 3 женщины, 68 мальчиков и 3 девочки.

С 1907 г. в селе есть земская больница с фельдшером.

157 семей занимались промыслами: местными - 59 человек, отхожими - 381 человек. Лошадей имели 271, безлошадных крестьян было 74; одну лошадь имели 52 хозяина, две лошади - 59 хозяев, три лошади - 22, четыре лошади - 7; овец имелось в селе 665; свиней - 221; крупного рогатого скота - 820; без крупного рогатого скота - 43 семьи; без скота - 37 семей.

Надельных ревизских душ - 602. Размер надела на двор 7 десятин. На душу - 1, 1 десятины.

В 1926 г. в Домахе было 334 хозяйства. Из них 327 крестьянских, 726 мужчин и 899 женщин. Были также волостной исполнительный комитет, сельская школа 1 -ой ступени, библиотека, изба-читальня, пункты ликвидации неграмотности, государственный и частный магазины.

Suspended comment

а какой смысл в деньгах, если все производят одно и тоже. Деньги начинают иметь смысл при разделении труда, т.е. в городе.

Suspended comment

vladimirow

11 months ago

4elovekizgoroda

11 months ago

vladimirow

11 months ago

vrgeo

11 months ago

vladimirow

11 months ago

o_iv

11 months ago

Suspended comment

o_iv

11 months ago

Suspended comment

o_iv

11 months ago

Suspended comment

o_iv

11 months ago

Suspended comment

володя вв

11 months ago

Бабушка рассказывала, что до ВОВ в деревнях невозможно было шурупы купить
И это - не удивительно. Ибо несмотря на заявления, что шурупы самонарезающие резьбу ("столярные шурупы") появились в 1840-х годах, шкаф, который мои родители купили в конце 1960х не имел в конструкции ни одного шурупа...
С другой стороны, если смотреть по слову "саморез", то все еще хуже. "Столярный шуруп" 1840-какого-то года вдруг магически перемещается в 70е годы 20го века... Я ни за что и никогда не поверю, что от изобретения шурупа, который может вкрутиться в деревяшку, до изобретения самореза, который может вкрутиться в железку толщиной 0.5 мм, прошло 130 лет! Год. Ну ладно. Напрягшись я поверю в 5 лет. Но 130? Увольте, господа!
Так что, невозможность покупки шурупов была, судя по всему, связана с тем, что их еще просто не изобрели...
Фрукты в селах до сих пор сушат.
Ещё можно делать фруктовые вина (на севере будут плохо бродит без добавки сахара).
Овощи (капуста, брюква) хорошо хранятся в погребе.
А вот заквасить их без соли вряд ли получится (относится и к мочению). Может можно использовать в консервации уксус и какие-то травы.

Рецепты квашения без соли нашел только на сыроедческих сайтах. Насколько можно хранить такие засолки не знаю.
http://www.uspeshnaja.ru/kvashenaya-kapusta-bez-soli.php
В сёлах вплоть до 1960 годов был распространён натуральный обмен. Часто давали в долг.
И зерно вполне подходит в качестве "валюты". Может долго хранится, можно продать в город, удобно отмерять.
В тему из свежего поста bskamalov:

"У нас в бабайском колхозе на китайской границе единицей мена был баран, в соседнем папуасьем колхозе в ККАССР помнится счет шел уже на коровы.

Как ? В 1983-84 годах в ККАССР за работу по монтажу крыши частного дома брали в коровах. Если маленькая крыша, то теленок, если больше средней то корова с теленком или две коровы.

Почему ??? Ведь как бы вокруг нас везде развитый социализм, а мы все еще в недоразвитом средневековье болтаемся. А все просто , у нас не было этих самых денег в более менее разумном количестве. Зарплата в колхозе была в районе 60 руб. за месяц, то есть дитям на мороженое в райцентре хватало. Все остальное колхозник получал с колхоза НАТУРОЙ."

o_iv

11 months ago

slava_shevtsov

11 months ago

Из истории чуть пораньше лет на 40. Свидетельствует Иван Александрович Гончаров и свидетельствует даже не про крестьян, а про поместных дворян:

----

Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.

Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.

Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги.

От этого и диван в гостиной давным-давно весь в пятнах, от этого и кожаное кресло Ильи Иваныча только называется кожаным, а в самом-то деле оно - не то мочальное, не то веревочное: кожи-то осталось только на спинке один клочок, а остальная уж пять лет как развалилась в куски и слезла; оттого же, может быть, и ворота все кривы и крыльцо шатается. Но заплатить за что-нибудь, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть не самоубийством.
Приветствую.

)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →