Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Так было не всегда и не везде

Попался на глаза пост Советская торговля при Сталине со стартовой картинкой:

В комментариях, к сожалению, вполне предсказуемо разгорелся срач и холивар.

Какое-то странное поветрие делать обобщения на основании фрагмента истории вне общего контекста. Это же фотографии московских магазинов. А уж как там в других городах и весях СССР жили - сами гуглите.

Приведу совершенно правдивый пример из жизни своих родителей примерно в то же самое время, которые во второй половине 1950-х были еще молодыми: они красную икру ели ложками сколько захочется и когда захочется, а денег было столько, что просто некуда было девать, поэтому значительную часть отдавали своим родственникам.

Здорово? И это было тоже в СССР, но вовсе не в Москве, а

на Камчатке в поселке Ключи (см. полигон Кура, куда прилетали боеголовки с Байконура).  На фотографии ДОС (дом офицерского состава) - это слишком пышное обозначение для барака с коридором и 8 комнатами, каждая со своей печкой:

 Зимой барак очень часто заметало снегом до крыши так, что утром солдаты каким-то образом выбирались из своей казармы и шли откапывать офицеров. Печка к утру остывала настолько, что родители, первое время спавшие на ящиках с китайскими яблоками (кровать не сразу удалось найти), обнаружили, что нижние ряды яблок замерзли. У них было еще много экзотики и адреналина, но теперь понятно почему с красной икрой и красной рыбой проблем не было? Зато была проблема с обыкновенной картошкой.
Да и большие деньги со всеми северными надбавками действительно некуда было тратить. На "материк" очень сложно было что-то вывезти, дорого. Поэтому уезжая с Камчатки родители взяли с собой только книги и подольскую швейную машинку.

К чему я это пишу? Не только в качестве намека, что неплохо было бы периодически рассказывать своим детям о реальных условиях жизни их предков, но к тому, что школьный курс истории надо бы начинать не с мифов о всяких древнючих Вавилонах-Египтах-Грециях и проч., а с обыкновенного быта обыкновенных людей своей страны хотя бы сто лет назад и от занятия к занятию изучать что и как менялось вплоть до настоящего времени.

Для пятиклашек тема одежды, еды, жилища и прочего, чем пользовались их реальные предки по идее должна быть более интересной, нежели знания о никак не относящихся к ним людях. И они больше не будут впадать в ступор от сообщения, что их прабабушки пользовались беспроводными утюгами:)

Школьникам постарше уже можно те же самые периоды объяснять еще раз с точки зрения экономики/экономической географии и политики, с опорой на уже имеющиеся знания.

По-моему, для базового школьного образования вполне достаточно хорошо знать историю предыдущего столетия, 20 века. Для более продвинутых факультативно - 19 век. А все что древнЕе - пусть будет уделом узких специалистов, пущай забавляются всяк-то разно-то в своих измышлениях.

   Если считаете, что слишком куцее образование получается - объясните пожалуйста.


Tags: личное, обучение
Subscribe

Posts from This Journal “обучение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments