Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

В чем первопричина отмечания 9 и 40 дней после смерти?

Тема навеяна одним из комментариев к посту о "загробной жизни". Широко распространенный обычай отмечать 40 дней после смерти объясняют как правило тем, что "душа человека после его физической смерти еще 40 дней где-то тут летает, а потом окончательно покидает Землю". Хм, научными методами сие до сих пор непроверяемо ;)

Когда-то давным-давно посвятил немного времени поискам рациональных первоисточников этого суеверия. Насколько помню (блок питания древнего компа скончался, поэтому ссылки не приведу), никаких упоминаний о "40-дневном сроке" в церковных источниках не нашел. Географическое распространение этого обычая также не было выяснено.
Единственной правдоподобной рациональной версией у меня стали указы/эдикты средневековых французских/итальянских королей.

Они регламентировали порядок реализации кровной мести (вендетты) за убитого. Так вот, начинать мстить родственникам убитого разрешалось только через 40 дней после его смерти. Вся родня убийцы должна быть своевременно предупреждена о том, что теперь они являются мишенью дабы максимально уравнять шансы мстителей и потенциальных жертв.

Если это так, то обычай отмечать 9 дней после смерти, является более молодым и относится ко временам более развитых коммуникаций или тоже древним, но относится к меньшей территории. Так или иначе, версия основывается на необходимом и достаточном сроке оповещения родственников убийцы о начале кровной мести.

Разумеется, сразу возникает вопрос: а как указы итальянских/французских королей могли повлиять на образование такого суеверия в России? Тем более, что на Руси вроде бы не было обычая кровной мести. У меня пока нет никаких соображений на этот счет.

Впрочем, глубоко не копал, может быть и у нас были какие-то официальные указы по теме.

С другой стороны, суеверия могут возникать и почти на ровном месте, как, к примеру, купание в проруби в январе в Крещенские морозы просто потому, что в это время церковью назначен праздник Крещения. Церковь официально открещивается от такого крещения (извините, тавтология вынужденная), поскольку праздник Ивана Купалы (он же Иоанн Баптиста) приходится на 20-21 июня, что вполне нормально для купания.

Ширнармассы не склонны анализировать. Им проще веровать и копировать поведение, что давно уже используется маркетологами. Увы.
Tags: застольные разговоры, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal