Igor Grek (apxiv) wrote,
Igor Grek
apxiv

Categories:

Доисторическое мореходство

В учебниках истории для 5 класса сразу же после кастрированного описания первобытного общества начинается изучение древнего Египта, Индо-Хараппской и Месопотамской цивилизаций, причём все они подаются по принципу "разделяй и властвуй" = "фрагментируй и дезориентируй", по отдельности, не показывая хотя бы общей картины того, что происходило в то же самое время вокруг так, как будто на остальном пространстве не происходило ничего интересного.

 На самом деле на огромных территориях Евразии в это время орудовали банды на боевых колесницах, с боевыми каменными топорами, которые уничтожали местное население и как считается стали родоначальниками той самой современной "индоевропейской" или "арийской" цивилизации. Но подробнее об этом позже, а сейчас акцентируем внимание на том, что по всем признакам эти банды на боевых колесницах везде изначально  прибывали со стороны моря и далее по  рекам. Эти таинственные "народы моря" применительно к историям разных регионов проходят под разными названиями, например в истории Египта их назвали гиксосами, но суть от этого не меняется.

 В статье "Колесница" из Википедии приводится такая карта, из которой будто бы следует распространение колесниц из района Южного Урала:

карта распространения повозок вместе с миграциями индоевропейцев согласно курганной гипотезе

 Всё как обычно базируется на датах. Красное пятно "центр распространения" - синташтинскаякультура, колесницы из которой датируются 2500 годами до н.э. Глядя на эту карту, создается ощущение связности сухопутного пространства усилиями неизвестных народов, которые примерно из района древнего Аркаима будто бы по суше, лихо преодолевая пустыни, горы, леса и реки, пропилили насквозь всю Евразию во все стороны, аки легендарные татаро-монголы и прочие варвары на бумаге. Правда, до Египта добрались они будто бы за 1000 лет, не слишком быстро)))

  А вот глядя на эту карту, возникает ощущение полной изолированности и самостоятельности возникновения и существования древних цивилизаций:

древние цивилизации мира

Но ведь наличие колесниц подтверждается археологическими находками, различными изображениями!  В чем противоречие? В том, что замалчивается само существование и уровень развития доисторического мореплавания, которое в истории представляет из себя большое белое пятно, "отсутствующее звено" - мореплавания каменного века, да и ближе к современности эта тема упоминается буквально пунктиром.

 Только в специальной археологической литературе можно найти описания остатков колесниц и лошадей, обнаруженных на больших и маленьких островах, в том числе на реках и болотах. Зачем на болоте боевые колесницы? Только в качестве безопасной базы мореходов-захватчиков, которые проникали вглубь Евразии по рекам, а потом завоевывали суше на привезенных боевых колесницах. Но подробнее об этом позже, а сейчас рекомендую прочитать книгу Александра Розова "Солнце на парусах", из которой привожу всего две цитаты:

 "Суммируя сказанное выше: официальная история так старательно отворачивается не только от всех исследований Хейердала, но и вообще от всех серьезных исследований в области древнего мореплавания, что этому наверняка есть причины - и причины крайне серьезные. Почему-то очень важным и нужным кажется исключить из рассмотрения вполне взвешенную концепцию "дорог древних морских королей" (как удачно выразился Чарльз Хепгуд) вместе со всей совокупности фактов, на которых эта концепция базируется."

"А теперь попробуем заняться мысленными экспериментами - то есть тем, чем "официальная" история упорно заниматься не хочет. Начнем с того, что попытаемся определить, какой приблизительно период времени нужен было первобытному человеку, чтобы изобрести тот самый базовый набор технологий, который, как мы видели выше, присутствует уже 10-м тысячелетии до н.э. Ответ лежит, что называется, на поверхности. За сколько времени осваивались потерпевшие кораблекрушение современные люди на необитаемых островах и как быстро они налаживали сносную жизнь на неолитическом (а то и энеолитическом - "каменно-медном") уровне?

 Правильно, всего за несколько лет. Если, конечно выживали - но ведь и в древние времена мы имеем дело только с теми племенами, которые выжили, а не с теми, которые вымерли. Можно возразить, что потерпевшие кораблекрушение обладают базой современных знаний. Но много ли у современного человека знаний о добывании огня без спичек, изготовлении первобытного оружия и охоте с помощью этого оружия? О мотыжном земледелии и первобытной архитектуре? О первобытном судоходстве и навигации? О первобытной химической, керамической или металлургической технологии? О первобытной кухонной стряпне и первобытной медицине?

 Иначе говоря, много ли дадут современные знания о современной цивилизованной жизни по сравнению с теми знаниями, которые можно получить просто путем наблюдения окружающей природы, повседневном взаимодействии с этой самой природой и разумном анализе того и другого? В любом случае все перечисленные технологии человеку придется изобретать практически заново. Если знание о том, что такие технологии в принципе существуют и поможет человеку - то скорее морально, нежели процедурно. Подводя итог этому рассуждению, можно сказать, что возможность изобретений в области базовых неолитических технологий была одинаковой и 5000, и 10.000 и 100.000 лет назад.


 Другое дело - существовал ли мотив для развития технологии. Вряд ли первобытные люди стали делать это просто из удовольствия. Значит, была какая-то причина, заставлявшая развивать технологию, т.е. в определенных обстоятельствах или в определенные периоды такое развитие было необходимым условием выживания.


 В официальной истории в качестве причин такого рода принято называть борьбу с крупными хищниками, а также исчерпание традиционных ресурсов (в первую очередь - пищевых), и конкуренцию за них между соседними племенами. Что касается крупных хищников - то немедленно после овладения самыми наипростейшими технологиями, первобытный человек прошелся по ним, как чума. Археологические данные показывают, что в Северной Америке (по которой человек начал расселяться только в 15-10 тысячелетиях до н.э., означенные представители фауны исчезли за какую-то тысячу лет. Что же касается исчерпания ресурсов и конкуренции за них, то при численности населении планеты 5 - 10 млн. человек, эта проблема просто не могла быть актуальной. Первобытные племена были слишком разрознены для того, чтобы всерьез конкурировать за какие-то территории или ресурсы. Такой плотности населения соответствует состояние, которое европейцы в XVII - XVIII в. застали у аборигенов Австралии, где межплеменные конфликты там не воспринимались в качестве метода получения монопольного контроля над территорией и ее ресурсами. Сама идея такого контроля казалась аборигенам совершенно нелепой. Тысячи лет здешние племена жили своей первобытной жизнью и очень неплохо себя чувствовали, пока англичане и прочие европейцы не принесли им то, что сейчас принято называть цивилизацией.


 Та же ситуация имела место в Новой Зеландии, Новой Гвинее, центральной Африке и многих других регионах: аборигены жили технологически на различных уровнях первобытности - в интервале от раннего палеолита до энеолита и их это вполне устраивало. Они совершенно не собирались прогрессировать и не стали бы этого делать в обозримом будущем - если бы не приход европейцев. Впрочем, дело не только в разрозненности и отсутствии конкуренции. Страны Юго-Восточной Азии, создавшие свои цивилизации одновременно с Египтом, Критом и Месопотамией, "застряли" на технологическом уровне античности - опять-таки до прихода европейцев. Даже достаточно высокая плотность населения, частые территориальных конфликты и войны (а их там хватало - взять хотя бы знаменитую "войну трех царств" в Китае) ни разу не вызвали характерного для финального средневековья Европы "взрывного" прогресса.


 Европейцы примерно до XV в. н.э. жили на том же античном уровне и, казалось бы, не проявляли никаких признаков стремления к прогрессу. Южноевропейского крестьянина, ремесленника, солдата или лэндлорда, живущих в V в. н.э. можно было бы переместить на тысячелетие в прошлое или в будущее - и они не заметили бы существенной разницы.


 Вдруг, за какое-то столетие, все резко изменилось. Политики и коммерсанты, похожие на пиратов, и пираты, похожие на политиков и коммерсантов, вырвались на просторы морей и океанов. А моря и океаны ворвались в застывшую сухопутную жизнь, с легкостью сметая с лица земли государства, правительства и социальные институты, казавшиеся вечными. Началась эпоха "великих географических открытий" и европейской морской экспансии, эпоха машин и социальных потрясений. Эпоха, которая породила "машинный" технологический прогресс и, как следствие - современное состояние цивилизации.

 Итак, все началось с моря." (конец цитаты)

читать книгу А. Розова "Солнце на парусах" скачать ((zip-архив 232 кб в форматах .fb2 и .rtf)

см. также Колесницы с древности до современности

Tags: логистическая теория цивилизации, мореходство, первобытные люди
Subscribe

  • Удивительные технологии каменного века

    В связи с тем, что окружающее меня молодое поколение активно размножается (и это хорошо), вполне естественно зашел разговор о родах. Как это сейчас…

  • "Каки" городского человека

    Современный цивилизованный человек, Homo urbanus - это примат, обитающий в искусственных высотных пещерогнёздах, у которого доля времени,…

  • О школьной математике 18 века

    Первый в России учебник математики 1703 года Л. Магницкого использовался в школах очень долго, вроде бы даже А.С. Пушкин в начале 19 века тоже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • Удивительные технологии каменного века

    В связи с тем, что окружающее меня молодое поколение активно размножается (и это хорошо), вполне естественно зашел разговор о родах. Как это сейчас…

  • "Каки" городского человека

    Современный цивилизованный человек, Homo urbanus - это примат, обитающий в искусственных высотных пещерогнёздах, у которого доля времени,…

  • О школьной математике 18 века

    Первый в России учебник математики 1703 года Л. Магницкого использовался в школах очень долго, вроде бы даже А.С. Пушкин в начале 19 века тоже…